Римайер (rimeyer) wrote,
Римайер
rimeyer

Categories:

Эльвира Барякина, "Аргентинец"

Весной 1917 года журналист Клим Рогов приезжает из Аргентины в Нижний Новгород за наследством. Влюбившись, он медлит с делами и откладывает свой отъезд. Тем временем тучи над его родиной сгущаются: вслед за февральской революцией громыхает октябрьский переворот - и Клим с любимой оказываются заперты в России, тонущей, как корабль, в пучине гражданской войны.

"Аргентинец" захватывает с первых страниц: я читал запоем, а последнюю треть - залпом до глубокой ночи. Книга написана простым и живым языком, события развиваются стремительно: нет дотошных описаний живой или неживой природы, зато много действий и "закадровых" идей-рассуждений. Для изображения событий выбран наиболее понятный читателю ракурс - они описываются от лица русского журналиста из Аргентины, который незнаком с ситуацией в революционной России и не имеет выраженных предпочтений, кого поддерживать.
Впрочем, это не единственный ракурс - книга составлена из коротких событий-глав, происходящих с несколькими ключевыми героями этой истории. Завязку можно условно описать так: герои "Жестокого романса" переживают (или не переживают) гражданскую войну.
Не менее важной, чем перипетии жизни героев, в "Аргентинце" выступает историческая подоплёка событий. Большевистский переворот, организация Белого Движения, фронт гражданской войны от Казани до Екатеринодара и Новороссийска - всё это изображено в книге фоново, но так фактурно и увлекательно, с таким количеством деталей и фактов той эпохи, что проникаешься огромным уважением к скрупулёзной работе, проделанной Эльвирой Барякиной.

Единственный, пожалуй, недостаток романа - его герои не обладают ярко выраженной индивидуальностью, особенностями, недостатками. Они кажутся несколько условными "обычными людьми" в водовороте страшных событий. По этой причине революция в книге - сторона: для героев она внешняя сила, стихия, которая не трогает их лично, внутренне, и не заставляет формировать собственный взгляд на происходящее.
Однако в книге есть авторский взгляд на события в революционной России. Это взгляд самой Эльвиры Барякиной. В разных частях романа, при описании ситуаций, в которых оказались герои, или просто поясняя произошедшее, писательница высказывает интересные, яркие мысли и идеи, притягивающие магнитом. Такова, например, идея про чуму как исходную причину разницы между западным и восточным складом ума или вполне отвечающие современной ситуации рассуждения о способе удержания власти, единственный способ преодолеть который - побег.
Идеи Эльвиры Барякиной во многом схожи с идеями другой русской писательницы, уехавшей из России как раз в то время, о котором пишет Эльвира, - Айн Рэнд. Временами при чтении "Аргентинца" возникает устойчивое deja vu cо сценами из книг "Атлант расправил плечи" и "Источник": промышленники, сжигающие свои предприятия, чтобы они не достались большевикам; Клим, выступающий перед матросами с речью о праве личности и индивидуальности и т.д.

Отсутствие четкой связи между героями и историческими событиями - главное внутреннее противоречие "Аргентинца", которое разрывает его на две относительно обособленные части. Одна часть книги - любовный роман с двумя парами "влюбленных". Другая часть - революция и гражданская война в России, какими их видели не ключевые исторические деятели той поры, а простые люди - жители Нижнего Новгорода, Казани, Кубани и Новороссийска; солдаты Красной и Белой армий и военных частей Интервенции.
Однако книга филигранно соединяет эти две половинки, так переплетая судьбы героев "любовного романа" с реальными событиями гражданской войны в России и подлинными историческими деталями, что эти судьбы кажутся реальными.

Общий итог: роман "Аргентинец" - это захватывающее и интересное чтение, знакомящее не только с очередной необязательной любовной линией, но живыми глазами позволяющее взглянуть на драматические события начала 20 века в России и ощутить атмосферу того времени и то, "как оно было на самом деле", - прикоснуться к истории.
Поэтому ответ на вопрос: "Стоит ли читать продолжение "Аргентинца" - роман "Белый Шанхай"? - "Безусловно, да!".

p.s. Атмосферой "Аргентинца" навеяло:



p.p.s. Эльвира Барякина - сама по себе интереснейшая личность. Родилась в Нижнем Новгороде, вышла замуж за американца и сейчас живет в Лос-Анджелесе. Писательница и self-made woman. Очевидно, очень любит и с нежным трепетом относится к эпохе начала 20 века (судя даже по фотографии на обложке "Аргентинца"). Классно пишет в жж - agent_marge. Здесь - любопытное интервью с ней.
Tags: книги, любимые женщины, шедевр
Subscribe

  • Макс Фрай, "Вся правда о нас"

    Восхитительная и проницательная книга. О времени, о любви, о магии и о смерти - вся правда, которую здравомыслящие люди обычно вовсе не хотят знать.…

  • Стивен Кинг, "11/22/63"

    *** Чего там. Смотрелись они прекрасно. Впервые с того момента, как я поднялся на вершину холма и увидел город, я ощутил себя счастливым. И чтобы это…

  • Дело о полку Игореве

    *** ...У американцев это – главная проблема. Они с самого начала старались быть самой свободной для человека страной. И во многом, что тут скажешь,…

promo rimeyer december 31, 2015 23:23 73
Buy for 75 tokens
Римайер, человек и персонаж Редакционная политика нашего издания диктуется мечтой
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments